Что такое аутсорсинг?
Сравнительно недавно в русском языке появилось новое заимствованное слово — аутсорсинг. На самом деле, ничего кардинально нового понятие аутсорсинга в себе не скрывает. В переводе с английского outsourcing обозначает «вынос вовне». Определений этого понятия существует множество, но мы приведем одно из самых лаконичных: аутсорсинг — это способ оптимизации деятельности предприятия за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям.
Если присмотреться повнимательнее к мировой и российской практике, то мы увидим, что многие компании уже давно стали прибегать к помощи аутсорсинга. Например, компании доверяют некоторые процессы, которые являются для них непрофильными, сторонним организациям. К таким процессам нередко относятся здравоохранение, уборка помещений, транспортные или юридические услуги. В настоящее время существует множество форм аутсорсинга, но самый перспективный и наиболее динамично развивающийся — это, несомненно, ИТ-аутсорсинг.
ИТ-аутсорсинг
На первый взгляд понятие «ИТ-аутсорсинг» кажется чем-то совершенно новым, неким продуктом XXI века. Но это отнюдь не так. Аутсорсинг в сфере ИТ начал повсеместно применяться еще в 1970-х годах! Стоимость процесса обработки данных в то время легла тяжким бременем на плечи предпринимателей, что и вынудило многие компании воспользоваться услугами вычислительных центров. Впоследствии предприниматели даже не думали о том, чтобы самостоятельно покупать и обслуживать дорогостоящее оборудование, которое, к тому же, не позволяло им оставаться конкурентоспособными. Соответственно, еще тогда было установлено, что ИТ-аутсорсинг способен ощутимо сэкономить деньги для любой организации. Экономия финансовых затрат — не самое главное преимущество ИТ-аутсорсинга. Благодаря нему компания также получает быстрый доступ к новейшим ИТ технологиям, повышает уровень безопасности данных , а также полностью избавляется от проблемы поиска квалифицированного персонала в сфере ИТ.
Почему ИТ-аутсорсинг необходим любой современной компании?
Почти любая организация сейчас может пожаловаться на то, что содержание полноценного штата сотрудников ИТ-отдела стало чересчур дорогостоящим. Это обусловлено тем, что заработная плата высококвалифированных специалистов в этой сфере постоянно увеличивается, к тому же, существует явный дефицит кадров, что, в свою очередь, тоже увеличивает уровень зарплат. Есть мнение, что в скором будущем Россия столкнется с серьезной нехваткой кадров в сфере ИТ, которая может достичь порядка 550 тысяч человек. Если эти прогнозы оправдаются, то выиграют, несомненно, те, кто воспользуется услугами ИТ-аутсорсинга и сможет сконцентрироваться исключительно на развитии своего профильного направления, а не тратить силы и средства на поддержание работоспособности ИТ-отдела. Не стоит забывать и о том, что информационные технологии постоянно развиваются и потому вовремя успеть достичь нужного уровня самостоятельно не всегда возможно. В этом случае аутсорсер сможет быстро и качественно внедрить инновации и обеспечить быстрый доступ к новейшим технологиям. Следует также отметить, что ИТ-аутсорсинг незаменим в том случае, когда существует необходимость выполнить серьезные задачи в сжатые сроки.
Таким образом, ИТ-аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на профильных направлениях, наладить работу информационных систем, решить проблему нехватки высококвалифицированных ИТ-специалистов, снизить риск потери важных данных, уменьшить затраты на обеспечение работы ИТ-отдела. При этом компания-поставщик несет финансовую ответственность за качество предоставляемого сервиса, что является гарантией высокого уровня предоставляемых ею услуг.
Каким может быть аутсорсинг
На данный момент существует три основных формы ИТ-аутсорсинга. Первая и наиболее распространенная в России форма — это ресурсный аутсорсинг (аутсорсинг персонала). Применяя эту форму аутсорсинга, компания-заказчик использует аутсорсера, как компанию по подбору высококвалифицированного персонала. При этом заказчик, используя внешние ресурсы, сам ими управляет и, соответственно, самостоятельно несет ответственность за результат. Поставщик услуг, в свою очередь, должен обеспечить заказчика ресурсами нужного уровня и своевременно осуществить их замену, если это необходимо.
Вторая форма аутсорсинга немного сложнее первой, при этом она считается более эффективной. Суть функционального аутсорсинга заключается в том, что аутсорсер полностью берет на себя все функции, которые заказчик ей передает. Естественно, критерии работы аутсорсера, включая скорость реакции на нештатную ситуацию, степень участия в нестандартных проблемах и т. д., заранее оговариваются и закрепляются в специальном соглашении. Благодаря функциональному аутсорсингу компания может повысить эффективность управления своими расходами и значительно повысить качество ИТ сервисов.
И, наконец, третья, наиболее комплексная, форма ИТ-аутсорсинга — стратегический аутсорсинг. Он подразумевает полную передачу управления ИТ-службами компании аутсорсеру.
Как было подчеркнуто ранее, в нашей стране наиболее востребован именно ресурсный аутсорсинг, несмотря на то, что функциональный аутсорсинг более эффективный и, можно даже сказать, более современный. Это может быть обусловлено тем, что компании не готовы выделить достаточно времени на то, чтобы составить подробный план работы с аутсорсером для того, чтобы этот план подробно описывал, какие именно им необходимы сервисы, режим работы и т. д. К тому же, многие просто не готовы передать некоторые функции другой организации, опасаясь того, что потеряют контроль над процессом или же произойдет утечка важной информации. Из-за подобных страхов многие компании останавливают свой выбор на ресурсном аутсорсинге, хотя он на порядок дороже функционального. Эксперты пророчат развитие функционального аутсорсинга на российском рынке в обозримом будущем, но для этого должен пройти какой-то период времени, чтобы руководство российских компаний последовало примеру западных коллег и осознало все выгоды и, что самое важное, прозрачность процессов при использовании этой формы аутсорсинга.
Первые успехи на российском рынке
Существует огромное количество наглядных примеров успешного использования аутсорсинга как во всем мире, так и в России. За последнее время было проведено немалое количество исследований, результаты которых подтверждают, что аутсорсинг позитивно влияет на развитие компаний. Например, одно из этих исследований, проведенное в 2003 году школой бизнеса Katz Питтсбургского университета было посвящено анализу деятельности 300 компаний, заключивших крупные аутсорсинговые сделки с 1990 по 2003 гг. Исследование показало, что в первые три года после заключения контракта заказчики аутсорсинговых услуг превзошли своих конкурентов по таким показателям, как величина прибыли и объем продаж в расчете на одного сотрудника.
Объем услуг в сфере аутсорсинга в Европе начал стремительно расти еще в начале 21 века. В 2003 году совокупная стоимость 100 крупнейших аутсорсинговых сделок в Европе выросла на 74% ($19 млрд.) и достигла $44 млрд.
Все большее число компаний самого разного профиля переводят поддержку своих ИТ-отделов на аутсорсинг и в России. Среди них можно назвать таких лидеров как Citibank, Mazda, Danon, Unilever, Русал, Росно, Лукойл. ИТ-аутсорсинг в России стремительно занимает свою нишу среди самых востребованных услуг. Возможно, совсем скоро станет очевидно, что ИТ-аутсорсинг необходим любой компании так же как и телефон на столе каждого сотрудника, а оказание услуг в сфере аутсорсинга станет обычным продуктом в глобальном супермаркете сервисов.